Азбука наук

Последние годы, определенно, стали самыми насыщенными для научного мира. Физики, астрономы, биологи, химики и многие другие специалисты совершали по-настоящему удивительные открытия и каждым своим проектом делали мир лучше. Немалый вклад в эту научную копилку внес и Уральский федеральный университет.

УрФУ и «Комсомольская правда» предлагают полистать «Азбуку наук» и вспомнить последние яркие открытия молодых ученых вуза.
АСТРОНОМИЯ
Дадим бой космическим угрозам
Научные сотрудники и студенты УрФУ с помощью специальных программ анализируют орбиты и предсказывают столкновения метеоритов с Землей. Об этом уникальном опыте рассказывает Павел Скрипниченко, инженер-исследователь, сотрудник кафедры астрономии и геодезии.
— Моя научная работа — это все, что связано с космическими угрозами. В особенности это стало популярно после падения Челябинского метеорита, — объясняет Павел. — Я вместе со студентами занимаюсь разработкой программного обеспечения, развитием методов оценки точности наблюдений за метеоритами.
Основа работы молодых ученых — это моделирование движения тел Солнечной системы. С помощью специального программного обеспечения они могут предсказывать столкновение метеоритов с Землей.
— Мы и до Челябинского метеорита говорили о том, что угроза падающих болидов серьезна и что необходимо проводить наблюдения, исследовать орбиты, осуществлять какие-то меры по предотвращению этой опасности, — признается Павел. — Сейчас следим за множеством объектов. Если бы в случае с Челябинском людей оповестили о метеорите заранее, не было бы 1500 пострадавших. Ущерб был бы минимизирован!

В МИРЕ

Одно из самых романтических космических открытий в истории человечества сделали специалисты из НАСА. Космический зонд «New Horizons», пролетая около Плутона на скорости 14 километров в секунду, послал на Землю первую в истории подробную фотографию того, как выглядит его рельеф. И пока ученые готовили первые научные выводы, люди, далекие от науки, сделали свое открытие — на поверхности Плутона они разглядели гигантское сердце.

Тем временем группа исследователей из Европы, Чили, США и Южной Африки сделала другое открытие. По их гипотезе около 70 тысяч лет назад в границы нашей Солнечной системы вторглась звезда Шольца. Причем пролетала звезда Шольца не одна, а в сопровождении субзвезды, в которой прекратились термоядерные реакции, из-за чего она стала похожа на планету. Ученые отметили, что узнать обо всем этом им удалось благодаря проведению компьютерного моделирования около десяти тысяч известных звезд. Считается, что это самое тесное сближение нашего Солнца с другим небесным светилом.

БИОЛОГИЯ
Нанотехнологии растут в пробирках
Молодые ученые Уральского федерального университета стремятся к созданию особых растений, устойчивых к тяжелым металлам. В рамках совместного проекта ассистента кафедры физиологии химии растений Александра Ермошина с Российской академией наук уже есть первые результаты: выращиваются группы клеток с необходимыми качествами.
Цель – получить растения, устойчивые к тяжелым металлам, а не просто группу клеток, которые живут только в пробирке. На первых порах у Александра Ермошина было двое руководителей, таким образом, создавался совместный проект между университетом и Академией наук. Впоследствии в команде работали его коллеги и студенты. Число людей всегда было разным, но небольшим: от 2 до 5 человек.
Они не зависят от сезона и могут работать круглый год, в то время как классические биологи зависят от погоды, зимой работать перестают. Но при этом есть другая общая проблема: у проекта есть сроки. А клеткам абсолютно все равно: они живут своей жизнью, и если они делятся каждые 40 минут, то сколько бы ученый ни приходил в лабораторию, результат быстрее получить не сможет.
— Университет решает фундаментальную задачу: раскрыть механизм, придумать технологию. Реализация проекта в промышленных масштабах — та часть работы, которую берут на себя практики. Фундаментальная наука отличается тем, что мы никогда не знаем, какое значение будут иметь наши разработки. Нам бы хотелось, чтобы это было полезно, но дать оценку сможем уже не мы, а наши потомки, последователи, — говорит Александр Ермошин. — Надеюсь, что в этом году мы наконец-то получим целые растения, устойчивые к тяжелым металлам, а не просто группу клеток, способную жить только в пробирке. Тогда мы сможем приступить к испытаниям. В случае провала начнем все заново, будем думать, как поменять условия эксперимента, чтобы получить желаемый результат. Я надеюсь, что у нас все получится.
В МИРЕ
Ученые из Хьюстона нашли очередной способ, как быстро и безопасно сбросить лишний вес. Открытие они сделали, проведя эксперимент над мышами. Так, исследователи узнали, что вещество перилипин в организме мышей играет роль «защитника жира». Он сохраняет внутренние жирозапасающие клетки и тем самым скрывает жировые накопления от переработки организмом. Ученые усиленно кормили худых мышей, и те практически не потолстели, а все потому, что у них не вырабатывался тот самый перилипин. Ученые отмечают, что у людей и мышей процесс накопления жира аналогичен. А значит, вскоре может появиться антиперилипиновый препарат, с помощью которого люди смогут вдоволь питаться и оставаться стройными. Другое, возможно, даже более весомое научное достижение — в 2015-м году китайские ученые смогли изменить геном человеческого эмбриона. А их коллеги удалили из почки свиньи следы вредных для человека вирусов. Таким образом, еще чуть-чуть, и людям начнут пересаживать органы животных. Все это стало возможным благодаря высокому развитию метода CRISPR/Cas9, который позволяет находить и заменять в геноме поврежденные участки.
ИСТОРИЯ
Найдено доказательство единства славянских народов
Работы молодых научных сотрудников УрФУ признаны на самом высоком уровне. Например, доцент кафедры истории России Института гуманитарных наук и искусств УрФУ Сергей Соколов получил президентский грант на свое исследование «Древнерусское прошлое в представлениях украинских историописателей 17 века».
— Тематика влияния украинской мысли на российскую мысль, на мой взгляд, недостаточно исследована, но очень перспективна, — считает историк. — Этот проект только предстоит разрабатывать (я заявил тему, получил поддержку и теперь буду работать над ней два года). Любопытно, что на Украине во второй половине 17 века бурно развивалось историописание. Причина этому — тесные связи с Западом, так как Украина до 1654 года была формально частью Польского государства. Именно на Украине в 1674 году была издана первая печатная книга по русской истории. Называлась она «Синопсис», что в переводе с греческого означает «краткий», то есть это было краткое изложение русской истории. Можно сказать, что единство славянских народов впервые было утверждено именно украинцами.

Кстати, в 2013 году УрФУ получил так называемый «мегагрант» правительства РФ: он посвящен исследованию русско-европейских связей — «Возвращение в Европу: российские элиты и европейские инновации, нормы и модели (XVIII — начало XX века)». И работа Сергея Соколова будет являться своеобразной частью этого глобального исследования.

В МИРЕ

Многолетние раскопки в Египте принесли свои плоды, да еще какие: российские археологи нашли «белые стены» Мемфиса — первой столицы древнеегипетского государства. Ученые уверяют, что им удалось откопать большую часть стен с огромными бастионами 11 метров в ширину. Власти Египта уже назвали эту находку исторической.

Другое немаловажное открытие сделала международная группа ученых, которую координировали специалисты из Гарвардской медицинской школы в Бостоне и Института Брода при Гарвардском университете, а также Массачусетского технологического института. Исследователи провели самое большое на сегодня исследование древней ДНК европейцев. В итоге они сделали вывод, что примерно 4500 лет назад была волна миграции из степей Восточной Европы в Центральную Европу. Это, в свою очередь, послужило распространению индоевропейских языков в Европе.
ИНЖЕНЕРНЫЕ НАУКИ
Такого магнитометра мир еще не знал
Молодой научный сотрудник лаборатории квантовой магнитометрии Физико-технологического института УрФУ Евгений Нархов рассказывает об устройстве, которое позволяет без дополнительного вмешательства определять дефекты трубопроводов. Методику такого сканирования разработали ученые университета.
— Наше предприятие зародилось около трех лет назад, когда мы провели первую апробацию на реальных трубопроводах, то есть в полевых условиях использовали наш прибор, — вспоминает Евгений Дмитриевич. — Мы интерпретировали результаты, и стало ясно, что наши догадки и гипотезы подтверждаются!

Над проектом работают как опытные члены лаборатории — профессора и кандидаты (пять человек), так и молодежное отделение лаборатории (шесть человек).

— Наша методика позволит с минимальными затратами энергии и средств получать наиболее точные данные о дефектах трубопровода, — объясняет Евгений Нархов. — Уникальная особенность магнитометра в том, что он не только высокоточный, он еще является абсолютным. То есть измеряет абсолютные значения магнитного поля. Поскольку оно не меняется во времени, не зависит от внешних факторов, то, скажем, если один и тот же участок измерять дважды или трижды с интервалом полгода-год, то развитие дефектов будет видно на магнитограмме. И можно будет адекватно оценивать те области, где развиваются дефекты, и те, где дефекты даже если и есть, то их развитие происходит крайне медленно.
В МИРЕ
Сибирские ученые предложили способ увеличить скорость флеш-накопителей в 2-3 раза. Принцип действия такой памяти основан на инжекции (впрыскивании) и хранении электрического заряда в запоминающей среде, в данном случае мультиграфене. Необходимыми компонентами являются туннельный и блокирующий слои: первый изготавливается из оксида кремния, второй, как правило, из диэлектрика. Увы, в настоящее время рынок флеш-памяти в России полностью отсутствует, она производится только за рубежом. Для строительства необходимого завода в России потребовалось бы от 4 до 5 млрд долларов, поэтому пока исследование носит исключительно фундаментальный характер.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ
«Я милого узнаю по аватарке»
Гадать «любит — не любит» — это уже прошлый век. Сейчас вы можете узнать, подходит вам человек или нет, благодаря «ВКонтакте» и новому проекту команды преподавателей и студентов УрФУ.
Веб-сервис Relation hint расскажет ВСЁ! На экране монитора появляется цифра «85 %» и надпись: «Совместимость 1 уровня. В яблочко». Дальше искусственный разум устраивает еще и небольшой сеанс психоанализа: «Помните, что для отношений нужно работать. Если совместимость ниже — не расстраивайтесь: вам просто нужно будет приложить больше усилий».
Молодые ученые Уральского федерального запустили сервис relation-hint.ru, и теперь каждый может проверить себя и своего любимого человека. Проект за несколько дней стал хитом Интернета.

Программа работает со страничкой пользователя «ВКонтакте». Чтобы определить, насколько ваша пассия вам подходит, достаточно зайти на сервис через свою страничку в соцсети. И в пустое окно добавить ссылку на страницу того, кого хочется проверить. Пару секунд, и любовный вердикт уже перед вами. Кроме того, тут же раскрывается вся подноготная: плюсы, минусы человека, личные качества и даже доля таких людей в обществе! В качестве бонуса рекомендации: как к такой зазнобе лучше подойти со своими чувствами.
— Наш сервис — реальный инструмент для людей. Он помогает лучше узнать человека, дает информацию для собственного анализа, — объясняет руководитель проекта генеральный директор компании «Теслорум», проджект-менеджер Борис Фадичев. — А еще relation-hint — это отличный способ познакомиться. Просто пишете понравившемуся вам человеку: «Знаешь, мы подходим друг другу. Это отличный повод сходить в кино!».

Разработчики — это семеро молодых ребят от 22 до 34 лет. Они — аналитики и математики, преподаватели, студенты и выпускники Уральского федерального университета.

По словам разработчиков, в основе работы relation-hint.ru исключительно академические знания. Сервис анализирует тексты из профилей. Это заполненные поля (мировоззрение, отношение к курению, алкоголю) и прочие сообщения на «стене», то есть «репосты». А дальше по сложным математическим алгоритмам программа просчитывает, кто вы и что вы.
В МИРЕ
Искусственным интеллектом порадовал в минувшем году производитель электромобилей Tesla. Его автомобили научились двигаться по дороге на «автопилоте», придерживаясь разметки. Разработчики добились этого за счет датчиков сближения с препятствиями, спутниковой навигации, камерам, а также обновления операционной системы автомобиля, которая позволила задействовать автопилот. Ученые уверяют, от этого момента до сцены из фильма «Особое мнение», где герой Тома Круза ехал на работу, не касаясь руля автомобиля, осталось совсем чуть-чуть.
ЛИТЕРАТУРА
Как решить проблему идеографического описания имен собственных?
Преподаватель русского языка Института гуманитарных наук и искусств УрФУ Константин Гейн занимается очень неординарными вопросами:
— Когда перед нами сложный объект, он может называться по-разному. Например, пусть он обладает двумя свойствами: круглый и выпуклый. Такой объект получит сразу несколько номинаций. То есть в одних районах он может называться «чашей», «чашкой» или диалектным словом, в других районах — «горшком», «котлом» и так далее. То есть я пытаюсь найти (и надеюсь эти попытки успешно закончатся) еще один подход к тому, как описать значение имен собственных.

Вопросы, которыми задается Константин Гейн, действительно, очень серьезны. В частности, филолог пытается понять, как имена собственные помогают понять образ мыслей людей на определенной территории.

— Если определенным способом упорядочить все эти названия тематически, то получится хитрый тематический словарик русских географических названий, — резюмирует Константин.

В МИРЕ

Сотрудники музея иракского города Сулемания сделали открытие в области литературы. Они нашли клинописную табличку с текстом эпоса о Гильгамеше (одно из старейших сохранившихся литературных произведений, который был написан за полторы тысячи лет с XVIII по XVII века до н.э., — прим. ред.). Благодаря этой табличке в руках у ученых появилось 20 ранее неизвестных строк этого эпоса. Ну, а юных ценителей литературы порадовала новость о выходе пьесы с продолжением приключений волшебника Гарри Поттера.
МАШИНОСТРОЕНИЕ
Гоночный болид УрФУ стремится к победе
Команда студентов Уральского федерального университета участвует в уникальном проекте — инженерных соревнованиях «Формула Студент». Ребята проектируют и собирают гоночный болид, обсчитывают экономическую составляющую и собираются участвовать в соревнованиях.
— Каждый болид — это единичное производство. То есть такой машины больше нигде нет, — рассказывает Сергей Чепкасов, магистрант 1 курса Механико-машиностроительного института УрФУ. — Гоночный болид для соревнования «Формула Студент» или «Формулы SAE» создается в команде, в которой на начальном этапе было 3-4 человека, а сейчас уже 25: инженеры плюс отдел PR, экономисты, логисты.

Первое в создании проекта — это эскиз. Прорабатывается несколько вариантов, ищется наиболее подходящий вариант по технологическим характеристикам, стоимости и простоте изготовления, а также обслуживания. Проект не чисто гоночный, а направленный на производственный процесс целого маленького машиностроительного предприятия.
Главная цель проекта – получение новых навыков в инженерии
— В сентябре мы планируем выступить на первых соревнованиях в Тольятти, — говорит Сергей. — Венец всего деяния – именно участие в соревнованиях. Хотелось бы занять призовое место!

В МИРЕ

На Московском международном автосалоне представили прототип автобуса-беспилотника. Создатели транспортного средства рассчитывают, что со временем они сменят традиционные автобусы под управлением водителей. Согласно концепции, двигаться беспилотная маршрутка должна не по определенному маршруту, а исходя из потребности пассажиров. Общение пассажира с системой происходит через специальное приложение в телефоне. Там человек задает точку назначения – куда ему нужно попасть, а сведения о его местонахождении система получает из геоданных телефона.
МЕДИЦИНА
Циклотронный центр ядерной медицины открывает двери
Опыт безопасного обращения с радиацией, накопленный за десятки лет уральскими физиками и врачами, послужили основой для крупного регионального проекта, который развивается на базе УрФУ. Его результатом станет появление на Среднем Урале кластера ядерной медицины. То, что возникало в 1950-е годы для сферы обороны, а потом энергетики, сегодня обретает новое мирное воплощение. Об этом нам рассказала Ирина Седунова, доцент Физико-технологического института УрФУ:

— Сам проект, его идея, появилась в 2011 году, а активно начали заниматься проработкой с 2012 года. В настоящее время ведется строительство, готовится помещение для создания Циклотронного центра ядерной медицины. Закуплено основное технологическое оборудование, проект уже прошел государственную экспертизу. В этом году запланировано окончание строительства, монтаж основного технологического оборудования. Возможно, первые радиоактивные метки мы получим уже в следующем году.

Данный проект поражает своим размахом. Это настоящая международная коллаборация.

Исследованием занимаются специалисты из УрФУ, Уральского государственного медицинского университета, УрО РАН, технологи разных предприятий. Оборудование поставляют из Германии и Канады.
— Проект в первую очередь несет социальную значимость для уральского региона, потому что это инструмент для проведения ранней диагностики онкологических заболеваний, которые, как известно, и в России, и во всем мире занимают одно из первых мест по смертности, — объясняет Ирина Седунова. - В Екатеринбурге, к сожалению, таких высокотехнологичных инструментов медицины пока нет. Поэтому наш проект поможет решить острую социальную проблему.

В МИРЕ

Удивительные новости из Канады: доктор Гарет Уэбб придумал систему бионических линз, которые могут быть полезны как тем, кто привык к очкам, так и тем, кто их ни разу в жизни не надевал. По задумке, система Ocumetics Bionic Lens пересаживается в глаз хирургическим путем примерно за восемь минут, после чего небольшая камера, встроенная в саму линзу, увеличивает остроту зрения в три раза. Более того, камера позволяет менять фокусное расстояние даже быстрее, чем абсолютно здоровый глаз. Похоже, недалек тот день, когда астрономы забудут про телескопы, и будут исследовать звезды и планеты, что называется «невооруженным глазом».
МЕТАЛЛУРГИЯ
Керамика будущего
— У нас есть уникальная установка, которая позволяет делать керамические изделия за одну стадию! Одновременно происходит и плавка, и прессование. И все это в вакууме. В Японии или Германии такую установку можно купить за сотни миллионов, — в красках описывает проект «Керамические материалы» Иван Чернецкий, ведущий электроник кафедры редких металлов и наноматериалов Физико-технологического института УрФУ.
В Европе уже давно идет установка на производство экологически чистой, но вместе с тем и более дешевой продукции.

-— Условно говоря, на Западе хотят делать из минерального сырья уже готовые изделия, — объясняет Чернецкий. — А у нас как раз есть все возможности для этого. Сейчас мы разрабатываем совместный проект с чешскими учеными. До практического применения еще не дошло. Сперва нужно провести испытания.

В МИРЕ

Ученые из России разработали и внедрили слаболегированную сталь для трубопроводов и платформ в сфере нефте- и газодобычи. По сути, разработаны абсолютно новые материалы, аналогов которым нет. Так, например, из слаболегированной стали при температуре –50 градусов можно будет сварить конструкцию весом 75 тысяч тонн, отвезти ее на Север и установить там. Об нее будет биться лед, к ней будут пришвартовываться корабли, на нее может садиться вертолет, и при этом конструкция будет обеспечивать полную экологическую безопасность.
ПСИХОЛОГИЯ
Как победить аутизм и синдром дефицита внимания?
Научный сотрудник лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития департамента психологии УрФУ Надежда Туленина и ее коллеги исследуют особенности развития мозга у детей с риском развития аутизма и синдрома дефицита внимания.
— Мозг ребенка в период до года очень пластичен, поэтому скорректировать его процессы в таком возрасте намного проще, — считает Надежда. — Наша лаборатория в рамках большого европейского проекта исследует особенности развития мозга у детей с риском развития аутизма и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Мы смотрим на развитие ребенка в динамике от 5 до 36 месяцев. Что касается самого исследования, то здесь используем методы поведенческой диагностики, то есть наблюдаем за моторным, речевым, рекогнитивным развитием. Кроме того, регистрируем движения глаз и электрическую активность мозга.

Благодаря тому, что проект УрФУ является частью международного исследования, у уральских ученых есть возможность сравнивать свои результаты с данными зарубежных коллег. Что касается университета, то здесь над проектом работает большая команда местных специалистов.

— С нами постоянно работает психолог, невролог, математики, всего около 8 сотрудников. Кроме того, мы очень активную поддержку получаем от магистрантов и аспирантов, которые активно включаются в исследование, — говорит Надежда Туленина. — А благодаря программе развития УрФУ, мы получаем серьезную материальную поддержку, а значит, имеем возможность ездить в командировки и на конференции, где получаем большой объем необходимой нам информации. Например, мы два раза съездили к нашим коллегам в Лондон.

В МИРЕ

В университете Колорадо доказали, что можно убедить себя в том, что ты выспался. Даже если на самом деле это не так. В 2014 году Journal of Experimental Psychology опубликовал результаты исследования так называемого «сна плацебо». Результат эксперимента, проведенного в университете Колорадо, показал, что наш мозг может считать себя отдохнувшим, даже если реального эпизода сна не было. Таким образом, документально подтверждена эффективность глубокого расслабления, практикующегося в йоге.
РОБОТЕХНИКА
Лаборатория для будущих Эйнштейнов
Лаборатория робототехники и интеллектуальных систем Института фундаментального образования УрФУ существует с 2007 года. О ее последних достижениях нам рассказал доцент кафедры «Информационные системы и технологии» Владимир Пелевин.
— Наша лаборатория дает возможность студентам приобрести практические навыки по той специальности, которую они выбрали, — объясняет Владимир. — Здесь студенты выполняют курсовые проекты и дипломные работы, которые связаны с электроникой, робототехникой. Также в лаборатории проходят занятия робототехнического клуба, студенты изучают азы программирования микроконтроллеров.
Данный проект был одобрен в рамках программы развития УрФУ. Было закуплено самое современное оборудование, позволяющее производить разработку электронных устройств прямо в учебно-исследовательской аудитории.

— В 2016 году мы должны успешно завершить все разработки, которые начали в предыдущие годы, — добавляет Пелевин. — Это наша главная цель. А прямо сейчас особое внимание уделяется подготовке к студенческим соревнованиям «Евробот». Наши студенты уже четвертый год участвуют в этом международном первенстве.

«Евробот» объединяет студентов из 50 стран. По условиям соревнований участники должны создать одного или двух роботов, которые будут выполнять самые разные команды.

В МИРЕ

Одним из самых красивых на текущий момент роботов можно считать робота-девушку Aiko, созданную изобретателем Ле Трунгом. «Aiko» – девушка-робот, который владеет японским и английским языками, может решать математические задачи, понимает более 13 000 предложений, поет песни, читает газеты, способна идентифицировать различного рода объекты и т. д.
ФИЗИКА
Как повысить эффективность электричества
Кандидат физико-математических наук, ассистент кафедры теоретической физики Института естественных наук УрФУ Игорь Проскурин в 2016 году победил в конкурсе по государственной поддержке молодых российских ученых-кандидатов наук. Его работа называется «Хиральность как единая концепция от современной оптики до физики перспективных материалов: от фундаментальных основ к практическому применению».
В некоторых материалах между магнитными элементами атомов существует обменное взаимодействие совершенно особого рода. Обычно это взаимодействие довольно слабое, но его наличие приводит к тому, что магнитная структура в ряде магнитных материалов оказывается скрученной в спираль, подобно закрученной резиновой ленте. Эта магнитная спираль может быть закручена или вправо, или влево, в зависимости от ориентации кристаллической структуры. Тогда-то и возникает магнитная хиральность. Исследование ее свойств поможет снизить энергопотребление. Кроме того, МХ позволит увеличить эффективность электронных устройств.
— Теоретическим исследованием хиральных магнетиков на нашей кафедре занимаются уже, как минимум, лет десять, — поясняет Проскурин. — Работа ведется в тесном сотрудничестве с коллегами из Японии. В 2007 году мне посчастливилось присоединиться к этой группе в качестве студента-магистра, а в 2011-ом — защитить диссертацию на тему хиральных магнетиков! Я планирую на несколько месяцев отправиться в университет Глазго, в котором находится ведущая мировая школа по оптической хиральности. Именно там понятие о геометрической хиральности было впервые сформулировано лордом Кельвином в 1893 году.

В МИРЕ

Проведя эксперимент на Большом адронном коллайдере, ученые из коллаборации LHCb впервые обнаружили пентакварк. Это частица, которая состоит из одного антикварка и четырех кварков. Исследователи смогли увидеть ее, когда столкнули протоны при энергиях до восьми тераэлектронволь. Гипотезу о существовании такой частицы в 1997-ом году выдвинули российские ученые из Петербургского института ядерной физики. Ранее пентакварки экспериментально обнаружить не удалось. Это открытие, как и многие другие, сделанные на Большом адронном коллайдере, еще больше приблизило нас к пониманию того, как устроен мир.
ХИМИЯ
В УрФУ ищут новые источники энергии
Научный сотрудник отдела химического материаловедения НИИ ФПМ ИЕН Надежда Волкова вместе с коллегами разрабатывают новый вид топливных элементов.

— В классических топливных элементах в качестве электродов выступала платина, — рассказывает Надежда. — Но, во-первых, она достаточно дорогая. А во-вторых, в качестве работы топливного элемента все вещества должны быть хорошими проводниками кислорода. У платины такого свойства нет. Поэтому сейчас мы работаем с оксидными и другими материалами. Мы пытаемся модифицировать уже имеющиеся вещества или создать что-то принципиально новое. Нужно понимать, что топливные элементы — это такие источники энергии, которые позволяют максимально дешево и экологически безопасно производить энергию. Это одно из приоритетных направлений как в российской науке, так и в мировой. Энергоэффективность и энергобезопасность — самое главное!
Представьте батарейку. Есть анод, есть катод. Два электрона: «+» и «–». Между ними размещено некое вещество, и за счет электрохимической реакции идет перемещение энергохимической реакции в электромеханическую. Топливные элементы по сравнению с батарейками гораздо лучше! Их использование гораздо дешевле. И они не загрязняют окружающую среду.

В МИРЕ

Японские радиологи синтезировали препарат CsTonel A, который может превратить любую грядку около Чернобыльской АЭС или той же Фукусимы в источник полезных и вкусных овощей. А дело все в том, что препарат этот не дает радиоактивным изотопам цезия-134 и цезия-137 всасываться в корни и клетки растений. Таким образом, овощи, злаки и даже фрукты можно будет выращивать в зараженной местности, не боясь, что урожай будет отравлен радионуклидами.
ЭКОНОМИКА
Если экономика, то «зеленая»!
Ученые УрФУ уверены — будущее за «зеленой экономикой». Это перспективное направление исследований сформировалось в экономической науке за последние два десятилетия. По мнению экспертов, экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует. Теория зеленой экономики базируется на трех аксиомах: невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве, невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов, всё на поверхности Земли является взаимосвязанным. В УрФУ «зеленой экономикой» занимается магистрант 2 курса кафедры экономики природопользования ВШЭМ Айткали Каминов.
— «Зеленый университет» (УрФУ-EcoStyle) — проект, который направлен на популяризацию идей и принципов «зеленой экономики» с целью подготовить общество, в данно м случае молодежь, к новому образу мышления, новому подходу решения экологических и социально значимых задач, — объясняет Айткали. — «Зеленая экономика» — это баланс между экономикой, природой и обществом. Если эти компоненты будут в балансе, то достижимо устойчивое развитие. В общем, «Зеленый университет» — это инструмент для «зеленой экономики». Данный проект — идея моего научного руководителя директора Уральского центра энергосбережения и экологии Валерия Ануфриева. Он видит в энергетике ключ ко всей «зеленой экономике».

Кстати, благодаря разработке ученых УрФУ можно будет выработать общие принципы «зеленой экономики» и применять их по всему миру.

В МИРЕ

Для России одним из главных экономических событий 2015 года стал выпуск первых карт национальной платежной системы «Мир». Первыми картами обзавелись Газпромбанк, МДМ банк, Московской индустриальный банк, Связь-банк, РНКБ, «Россия» и СМП банк. Случилось это в середине декабря. Затем в очередь встал еще 21 банк. Начало эмиссии карт системы «Мир» — это значимый этап развития российской финансовой системы. Теперь перед ее создателями стоит другая задача — обеспечить максимально широкую географию приема карт, а также начало массового выпуска карт «Мир» во второй половине 2016 года. Как отметили в Центробанке, национальная платежная карта будет работать и за рубежом, как «Мастеркард» и «Американ экспресс».
Уральский федеральный университет